Четвертая весна
Почти три года назад мы рассказывали об очередном обновлении
лайнера Mercedes-Benz Tourismo (см. АР №13—14, 2005). Статья называлась
«Третья весна»: первое поколение машин появилось в 1994 году, второе — в
1999-м. И вот — очередное приглашение в Германию для знакомства с Tourismo.
Неужели снова рестайлинг?


|
По
европейской классификации у Tourismo три звезды из пяти возможных
|

|
Таким
был прежний Tourismo
|
Еще три года назад было видно, что многочисленные модернизации не сумели
решить возрастных проблем Tourismo. Мало того что в его облике сквозило
отставание от моды, так еще и рабочее место водителя за годы не претерпело
серьезных изменений. Из пола торчала длиннющая «кочерга» КПП, панель приборов
просилась в музей, а за «ручником» приходилось нырять чуть ли не под сиденье.
Я впервые столкнулся со столь неудачным расположением «ручника» на европейской
машине!
Кроме того, в угоду моде дизайнеры умудрились существенно ограничить
боковой обзор передним пассажирам. Скошенные широченные стойки кузова
создавали образ летящей стрелы и смотрелись очень эффектно, особенно в
движении. Но туристы на передних сиденьях были лишены нормального обзора и
могли лишь выглядывать из-за «наконечника стрелы»!
Однако когда я увидел нынешний Tourismo, то не поверил своим глазам. Куда
подевалась «стрела»? Неужто ради нескольких пассажиров кузов подвергли
дорогостоящим изменениям? Но оказалось, что это не все: заметно улучшилось
рабочее место водителя. Появились другая передняя панель и комбинация
приборов, на смену «кочерге» пришел удобный «джойстик»... Даже «ручник»
переехал на правильное место.
Похоже, изменилась вся конструкция! Вот только где я все это уже видел? И
трехосная компоновка подозрительно знакома: раньше Tourismo выпускался только
с двумя осями и фиксированной длиной кузова. (Что, впрочем, не помешало
продавцам реализовать более 12 тысяч автобусов по всему миру.)
Открываю рекламный проспект: «Передняя часть стала на 140 мм длиннее.
Tourismo на 50 мм шире своего предшественника... Предлагаются три варианта
длины — 12,14 м, 12,96 м и 13,99 м».
Так вот оно что! Новый Tourismo cоздан на базе флагманской модели Travego,
которую я недавно испытывал на Дмитровском полигоне! У той — те же габариты,
такая же модельная линейка, даже мордочки похожи (разве что фары разные). И
страна-производитель у них одна — Турция.

|

|
Направляющая
шторки мешает обзору
|
Водительское
место — почти такое же, как у более дорогого Travego
|
Разумеется, наличие трехосных версий существенно расширило выбор, а полная
масса теперь может равняться не только 18 тоннам, как раньше, но и 24 тоннам.
А это — и места в салоне, и дополнительный багаж. Клондайк для туроператоров!
Так в чем разница между нынешними Travego и Tourismo? В кузове? Нет,
различия здесь — лишь за счет дизайнерских приемов. Например, панели над
арками задних колес у Travego скошены, а у Tourismo они полукруглые. В
передней части Travego есть линия, которая визуально делит кузов на
пассажирскую и водительскую части (как бы подчеркивая аристократизм сидящих в
салоне), а Tourismo выглядит более демократично... Вот, пожалуй, и все
внешние различия!
Может быть, агрегаты разные? Тоже нет: подвеска, рулевое управление, мосты
и трансмиссия у лайнеров одинаковые. (Рулевой механизм и ведущий мост от
Travego были заимствованы еще при второй модернизации Tourismo.)
Разве что на Tourismo не будут устанавливать самый мощный в гамме
V-образный 476-сильный мотор: он доступен только покупателям Travego. Кроме
того, Tourismo лишили «умного» круиз-контроля, следящего за дистанцией, и
«антисонного» радара, который предупреждает о пересечении разметки. Но
испытания Travego показали, что в наших условиях от всей этой электроники
толку мало. Так что потеря невелика.
Зато все остальные «примочки», включая систему стабилизации ESP,
автоматическое ограничение скорости на спуске и Bremsassistant, «дожимающий»
педаль при резком торможении, доступны и здесь.
А вот в оснащении салона — полная дискриминация. Если заказчики Travego
могут фантазировать и «загибать пальцы», выбирая умопомрачительные
комплектации, то у покупателей Tourismo выбор куда меньше. Потолок — только
серый, блоки индивидуального освещения — от микроавтобуса Sprinter... А чтобы
подчеркнуть «утилитарное назначение», вдоль левых багажных полок тянется поручень,
обязательный в Германии для маршрутных автобусов.
По европейской классификации (она зависит от расстояния между сиденьями и
комплектации) у Tourismo — три звезды из пяти максимально возможных.
Модель, с которой я знакомился, носит литеру М. Она не самая длинная
(12,96 м), но уже о трех осях. Двигатель Euro 4, увы, оборудован «мочевинной»
системой нейтрализации: ох, получат наши перевозчики головную боль! Где взять
мочевину? Если же ее не заливать, электроника снизит мощность двигателя...

|

|

|
Теперь
индивидуальное освещение у пассажиров...
|
...можно
включать и с водительского места
|
Как
вам такая расцветка? Горчица с кровью...
|
На борту — холодильник и мини-кухня, из развлечений — DVD-проигрыватель и
два жидкокристаллических монитора. Объем багажников в идеале — 9,6 м³,
но туалет и спальный блок для второго водителя неизбежно съедят добрых два
кубометра.
В салоне 53 кресла, не шикарных, но вполне удобных: есть откидной столик с
подстаканником, сеточка для бумаг, ручка (чтобы держаться, когда встаешь).
Предусмотрены даже подставочка для ног и рычажок, нажав который, крайний
пассажир может «отъехать» в проход, чтобы не толкаться плечами с соседом.
Но почему здесь такая расцветка сидений? Аляповатая, цвета венозной крови
да еще с поперечными полосками. Довершает картину вставка горчичного цвета
там, где затылок пассажира прикасается к спинке... Хорошо хоть, возможны
другие варианты обивки!
Высокая посадка водителя и здоровенная тормозная педаль достались в
наследство от предшественника: это, так сказать, «классика жанра». Но по
сравнению с тем, что было, — небо и земля! Во-первых, стало удобнее
переключать передачи. Во-вторых, улучшилась обзорность через зеркала заднего
вида. Приборная панель теперь более информативна. И «ручник», «ручник»! На
прежней машине я предпочитал держать ногу на педали тормоза, лишь бы не
нагибаться к нему... Теперь — другое дело.
Правда, есть один момент, в котором новый Tourismo оказался хуже старого:
передняя панель слишком близко придвинута к водителю, и правая нога
контактирует с пластиком. Зато в остальном к эргономике не придерешься: за
сиденьем водителя есть даже место для сумки и личных вещей.
В движении Tourismo ведет себя очень похоже на Travego, разве что динамика
разгона не столь впечатляет за счет менее мощного двигателя. Плавность хода
хороша, рабочие тормоза эффективны, а тормозить ретардером настолько удобно,
что педалью я почти не пользовался... Чуть меньше впечатлило рулевое
управление — по причине «ватности» в околонулевой зоне. Но это не мешает
автобусу идти как по рельсам: можно даже руль не держать.
Не очень понравились лишь подрагивающие на ходу зеркала и ощутимые стуки
при переезде дорожных стыков. Кроме того, у «джойстика» шестиступенчатой
коробки довольно большие хода. Правда, когда вспоминаешь прежний рычаг, на
это уже не обращаешь внимания.

|

|

|
Канистры
с мочевиной мы возили с собой
|
Объем
«сквозного» багажного отсека — 8,6 м³. Чемоданов влезет много!
|
А
вот и сам нейтрализатор с глушителем
|

|

|
|
Туалет
съедает кубометр полезного объема
|
Запаска
прячется за откидной панелью
|
|
Удивила и конструкция солнцезащитных шторок. Когда смотришь в левое
зеркало, направляющая шторки так и маячит перед глазами! У Travego такого не
припомню... Хорошо хоть шторки опускаются электроприводом, а не вручную.
И еще. На этот раз поездка началась совершенно в другом месте, нежели три
года назад. Но каково же было удивление, когда после двух дней, проведенных
«на колесах», навигационная система привела меня на ту же стоянку, откуда мы
стартовали в прошлый раз! Круг? Скорее, один из витков спирали длиной в
автобусную жизнь!
Что же принесла четвертая весна? Хотя Travego и новый Tourismo —
практически один и тот же автобус (только в разных комплектациях), первый
остается флагманом и «индивидуалистом», а второй предназначен для тех, кому
нужен «настоящий Mercedes», но без VIP-кресел и наворотов. Что подтверждает
цена: новый Travego cтоит у нас около 400 тысяч евро, а Tourismo — около 300
тысяч евро. И тех, и других в прошлом году было поставлено в Россию примерно
поровну: семь Travego, десять Tourismo...

«Аутомузеум»
Недалеко от Мангейма в городке Ладенбурге есть музей Карла Бенца. Конечно,
по своим размерам он далек от музея Mercedes-Benz в Штутгарте... Зато
находится там, где последние годы жил и работал знаменитый немец.
Сюда Бенц переехал с семьей в 1905 году, перевел часть производства из
Мангейма, здесь и прожил до конца своей жизни (1929 г.). Первоначально на
заводе в Ладенбурге выпускались автомобили, а затем предприятие «К. Бенц и
сыновья» занялось изготовлением деталей. Между прочим, детали для
мерседесовских грузовиков здесь производились вплоть до 2004 года!

Первыми автомобилями Бенца были «трехколески» (1886—1893 гг.). За
ними — копия патента
Но музей на этом месте, как ни странно, организовали вовсе не Mercedes и
не городские власти, а частный коллекционер и реставратор Винфрид Зайдель.
Здесь можно увидеть действующие реплики первых автомобилей Бенца и
восстановленный интерьер слесарной мастерской тех лет, старинные автомобили,
мотоциклы и даже велосипеды. А на стене висит громадная копия патента,
который был выдан Бенцу и положил юридическое начало массовому автомобильному
производству.

|

|
В
«Аутомузеуме доктора Карла Бенца»...
|
...рядами
стоят старинные экипажи
|
Адрес музея в интернете — www. automuseum-ladenburg.de (к сожалению, сайт
только на немецком языке).
На заводе Бенца
Город Мангейм, в окрестностях которого я знакомился с новым Tourismo, —
место историческое. Именно здесь начиналась автомобильная история, связанная
с именем Карла Бенца. Когда Бенц построил первый автомобиль, помнят многие —
в 1886 году. А вот где и когда появился первый в мире бензиновый автобус?
Оказывается, это было в 1895 году все в том же Мангейме!
Завод до сих пор находится на своем историческом месте: еще в 1900 году
Бенц выкупил территорию. Сейчас здесь делают городские автобусы Citaro (по
2600 машин в год, чуть меньше, чем наш ЛиАЗ), а также кузова для лайнеров
Mercedes и Setra (6000 в год).
Конечно, завод (его площадь — 836000 м²) давно оказался в тисках
плотной городской застройки и уже не может расти вширь. Тем не менее помимо
автобусного производства тут же находится «литейка», дающая более 100 тысяч
тонн продукции в год (в том числе головки и блоки двигателей), а также и сам
моторный завод, выпускающий 410 тысяч тяжелых двигателей в год.
Всего здесь работает около девяти тысяч человек, средняя зарплата рабочих
— 2500 евро в месяц. А если спросить их, где они трудятся, скорее всего,
последует гордый ответ: «На заводе Бенца!»
Mercedes-Benz
Tourismo M (паспортные данные)
|
Число
мест
|
53
(+1 для гида)
|
Объем
багажных отсеков, м³
|
8,6
(без туалета — 9,6)
|
Длина/ширина/высота,
мм
|
12960/2550/3620
|
Снаряженная
масса, кг
|
15300
|
Полная
масса, кг
|
24000
|
Двигатель
|
OM457LA,
Euro 4
|
Число
и расположение цилиндров
|
6,
в ряд
|
Максимальная
мощность, л.с.
|
428
|
Коробка
передач
|
механическая,
6-ступенчатая
|
Тормоза
|
дисковые,
с АБС и EBS
|
Максимальная
скорость, км/ч
|
133,3*
|
*
Без ограничителя
|
|