Три оси для ГолАЗа
Голицынский автобусный завод построил новую городскую модель —
трехосную, 15-метровую. Мы познакомились с ней.

Не
так давно в стройные ряды одиночных автобусов и «гармошек», которые работают
в городах СНГ, затесались невиданные доселе трехосные длинномеры. Первым
такую модель создал МАЗ, за ним последовал Волжанин...
Когда в автобусных парках появились первые «переростки», транспортники
встретили их настороженно: длина-то здесь больше обычной, что заметно
ухудшает геометрию поворота! С другой стороны, автобусников привлекают
большая пассажировместимость (140—150 человек против 115—120 в обычных
12-метровых «одиночках») и в то же время отсутствие сложного и дорогого узла
сочленения, который применяется в «гармошках».
Не желая упускать новый сегмент рынка, Группа ГАЗ (куда входят ЛиАЗ, ПАЗ,
КАвЗ и ГолАЗ) тоже решила создать свою модель удлиненного «трехосника».
Первый образец был построен на ЛиАЗе, но затем по ряду причин (в том числе
технологических) было решено, что проектом займется ГолАЗ.

|

|

|
Салон
«полунизкопольный»: сзади пол поднимается ступеньками
|
Кресла
— турецкие. Но в перспективе будут челябинскими
|
Руль
и щиток приборов — сканиевские
|
Голицынские конструкторы решили построить автобус на готовом шасси Scania
L94UB 6x2. Интересно, что на точно таком же шасси строит свои «трехосники» и
Волжанин — но, по словам создателей, при разработке они не советовались с
волжскими коллегами. Конкуренция, однако!
На шведском шасси стоят рядная 9-литровая «шестерка» мощностью 300 л.с.
(она отвечает нормам Euro 3) и автоматическая коробка ZF; подвеска,
разумеется, полностью пневматическая. Ведущий мост — средний, а последний
сделан «подруливающим», что должно компенсировать неуклюжесть в поворотах.
Кузов, в отличие от шасси, полностью отечественный. Оцинкованные листы
обшивки поставляет Новолипецкий металлургический комбинат; стеклопластиковые
«маски» для передка и «кормы» делают во Владимире, пластик обшивки салона — в
Мытищах.
Сиденья (их 35) сделаны в Турции, но в дальнейшем планируется
устанавливать «сидушки» Челябинской фабрики мягкой мебели. А водительское
сиденье уже сейчас отечественное — из Екатеринбурга.
Хотя автобус позиционируется как низкопольный, на самом деле он
«полунизкопольный»: в передней части высота пола от дороги равна 34 см, а вот
в задней пол поднят, поэтому в салон приходится карабкаться по пяти высоким
ступеням. Это компромисс между ценой и комфортом: иначе пришлось бы
устанавливать портальный ведущий мост (который весьма дорог).

|

|
Двигатель
Scania развивает 300 л.с.
|
Последняя
ось — подруливающая
|
Несколько удивил огромный короб, закрывающий арку левого переднего колеса.
И без того понятно, что у низкопольных автобусов колеса «влезают» в салон, —
но зачем устанавливать над аркой еще и 238-литровый топливный бак?
Однако в целом интерьер получился просторным и светлым. Кроме того,
водителя снабдили персональным кондиционером, а к системе отопления добавлены
тепловые «пушки» у задней и средней дверей.
По мнению маркетологов, ежегодно завод сможет выпускать и продавать 50—100
таких длинномеров. Пока же будут построены десять экземпляров: они отправятся
в опытную эксплуатацию. Ориентировочная цена новинки — 5 млн рублей.
Справка АР: Сейчас основная модель ГолАЗа — междугородный ЛиАЗ (причем
готовые автобусы приходят из Ликина, а в Голицыне для них делают только
интерьер салона). Здесь понемногу строят и туристические лайнеры Круиз — как
на шасси Scania, так и на более дешевой базе Hyundai. Сейчас завод планирует
приступить к сборке еще одного лайнера — тоже на шасси Scania, но уже из машинокомплектов
бразильской фирмы Marcopolo. Кроме того, завод собирается освоить выпуск
маршруток на шасси Ford Transit.
Тем временем...
В Румынии начинается лицензионная сборка автобусов ЛиАЗ, ПАЗ и ГолАЗ: они
будут выпускаться под единой маркой Robus. Пока на предприятии Romcar Russian
Buses, расположенном в городе Решица, собраны три первых модели —
низкопольные ЛиАЗ-5256.26, ПАЗ-5292 и междугородный ЛиАЗ-5292 голицынского
производства.
Один взгляд назад
Прошлые модели завода. Автобусы на шасси Daewoo Avia (слева) и громоздкий
«Годзилла» на зиловском шасси оказались не очень удачными... Крайний справа —
опытный «школьный автобус», построенный в 1992 году на шасси ЗИЛ-133ГЯ