В Кортрийке все спокойно
В конце прошлого года маленький бельгийский городок Кортрийк
вновь ненадолго очнулся от спячки: здесь прошла очередная международная
выставка Busworld, «Мир автобусов». Правда, революционных новшеств на ней не
было — европейский автобусный рынок, как и сам Кортрийк, находится в
состоянии полного покоя...

В Западной Европе уже давно не наблюдается бурного роста продаж
коммерческого транспорта. Даже наоборот: за 2006 год рынок автобусов
уменьшился на 0,7%. При этом продажи больших городских автобусов упали на
целых 10%, зато рынок микроавтобусов, наоборот, вырос на 11%. В целом же за
2006 год в Европе продано всего-то 23618 автобусов всех марок и классов! Так
что спокойствие, царившее на выставке, неудивительно. Те же фирмы, что два
года назад, те же модели, те же стенды... Однако было и кое-что новое —
например, производители из СНГ.
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Стенды автобусных компаний из бывшего Советского Союза размещались далеко
не в главных залах, да и выглядели скромно... Однако само их появление
говорит о том, что наш автобуспром понемногу оживает.
Правда, российскую державу представлял вовсе не мощный куст Русских
автобусов, принадлежащих группе ГАЗ, а агрессивный одиночка Волжанин. Вернее,
Volgabus — таково торговое название, выбранное для Европы. Для его
продвижения создана одноименная фирма в Германии, и два городских автобуса
уже проходят опытную эксплуатацию в Дрездене и Гамбурге.

|

|
МАЗы
в Бельгии: следующая остановка — метро Динамо?
|
Салон
МАЗов вполне европейский...
|

|

|
Рабочее
место водителя выглядит достойно
|
...а
вот качество исполнения — местами оставляет желать лучшего
|
В Бельгию волжане (или волгабусовцы?) привезли последний образец, о
котором мы рассказывали в АР №16, 2007, — трехосный низкопольный City-Rhytm
длиной 14,7 метра. Он рассчитан на 123 пассажира, двигатель — 280-сильный
Deutz, коробка передач и портальные мосты — ZF. Рабочее место водителя и
приборы разработаны компанией Siemens, а алюминиевые панели кузова поставляет
швейцарская фирма Hess.
Кстати, на наш вопрос о сервисе в Европе представители ответили, что
планируют воспользоваться как раз сетью Hess. Но откуда у маленького
кузовного ателье развитой сервис — тем более что алюминий не ржавеет?

|

|
На
выставку прибыл даже ЛАЗ. Правда, его перспективы в Европе весьма туманны
|
Круглолобый
лайнер Magelys — новинка объединения Irisbus
|
Впервые прибыл в Кортрийк МАЗ сразу с двумя машинами последнего поколения,
которые уже выставлялись в Москве: это средний МАЗ-206 и большой МАЗ-203. В
моторных отсеках — двигатели Mercedes Euro 4, коробки передач — ZF (у
«младшей» машины — «ручная», у «старшей» — автоматическая). Заводчане
гордятся, что поставка этих моделей на экспорт уже перевалила за сотню
единиц, — правда, в основном в Восточную Европу (Сербия, Румыния). В
Германию, как и у Волжанина, проданы лишь две машины. Цены на МАЗ-206
начинаются с 70 тысяч евро, на МАЗ-203 — со 115 тысяч.
Еще одним «славянским» производителем в Кортрийке был львовский ЛАЗ.
Украинцы выставили пару машин из числа тех, что показывались на московском
Интеравто. Но диалог с ними был короток: назвать цены и рассказать о
стратегии выхода на европейский рынок лазовцы отказались наотрез — мол,
коммерческая тайна... А скорее всего, дело в другом: стратегии–то и нет!

|

|

|
Cажевый
фильтр и рециркуляция позволили довести двигатели MAN до норм Euro 4
|
Здесь
весьма уютно и водителю...
|
...и
пассажирам
|
БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА
Главные места в павильонах (и, соответственно, самые большие площади)
занимали пять крупнейших европейских производителей автобусов и шасси:
Evobus, Irisbus, NeoMAN, Volvo и Scania.
В центре внимания — туристический Volvo 9700, который получил титул Coach
of the year 2008 — «Туристический автобус 2008 года». Конкурс этот сугубо
европейский, и представители нашей страны в его жюри не входят... Сам
победитель базируется на шасси из «нержавейки» и комплектуется двигателями (в
том числе Euro 5) в пяти градациях по мощности, от 340 л.с. до 460 л.с. Среди
прочих достоинств — размещение кресел «амфитеатром» (следующий ряд сидит выше
предыдущего) и шикарный DVD-кинотеатр с сабвуферами.
Поскольку фирменный конек Вольво — безопасность, то помимо уже привычной
системы стабилизации ESP здесь установлены передняя противоподкатная защита
(FUPS) и защита от лобового удара (FIP). Но в целом ничем особо новым автобус
не блистал, а приз ему достался «по совокупности качеств», по сумме очков.
Примечательно, что на стенде автобус был окружен толпой любопытных, однако
снаружи стояли два точно таких же, причем в полном одиночестве! Подходи и
любуйся...

|

|

|
Забота
о фронтальной безопасности: Setra...
|
...и
Volvo
|
Volvo 9700 получает приз Coach of the Year 2008
|
Другим заметным экспонатом стал новый лайнер Irisbus Magelys
(попробуйте-ка произнести это название быстро!). На его разработку затрачено
четыре года и несколько миллионов евро, а в процессе создания была опрошена
масса народу по всей Европе: 20 туроператоров, 30 гидов, 118 водителей и 520
пассажиров. Правда, с «обратной связью» у ирисбусовцев явно туго: последняя
новость на их интернет-сайте датирована июлем прошлого года...
Magelys получился необычным: огромное лобовое стекло и круглые глазки-фары
придают ему сходство с мультяшным китом. Но начинка традиционна: 380-сильный
двигатель IVECO Cursor 10, коробка ZF, в салоне — от 42 до 58 кресел в
зависимости от длины автобуса (от 12,2 метра до 13,8 метра) и уровня
оснащения.
Кстати, ориентироваться в линейке автобусов Irisbus непросто, поскольку в
нее входят десятки машин, разработанных отдельными фирмами, ранее
независимыми. Отметим лишь скромно стоявший в углу стенда микроавтобусик Fiat
Ducato: прежде фиатовцы держались обособленно!

Звание Coach of the Year 2008 досталось лайнеру Volvo 9700 «по
совокупности качеств»
Немецкий NeoMAN (MAN+Neoplan) сделал ставку на «чистые» технологии: Euro
5, специальный европейский стандарт EEV (Enhanced Environment friendly
Vehicle). А еще в этом году в серию пошли новые автобусные дизели —
вертикальный из серии D08 и горизонтальный D20.
На стенде земляка-конкурента Evobus (Mercedes+Setra) — опять технологии
для борьбы за чистоту (но уже с мочевиной!), уже знакомый стандарт EEV...
Есть здесь и собственная система защиты при лобовом столкновении: клетка из
стальных и алюминиевых профилей гасит удар, а помогает ей запаска, лежащая за
передней облицовкой.

Van Hool из Бельгии — трехосный, да еще и на водороде
Между прочим, в гамме Setra присутствуют даже городские и пригородные
модели (семейство Multiclass). Построены они на базе автобусов Mercedes, и отличаются,
по сути, только деталировкой. Но зачем объединению производить два почти
одинаковых автобуса? Дело в том, что у фирмы Setra есть почитатели, которые
желают покупать даже городские машины именно этой марки. Несмотря на то, что
они дороже Мерседесов на 10—15%!
МЕСТНЫЕ
В прошлом году небольшая бельгийская фирма Van Hool отпраздновала
60-летие. Неудивительно, что «у себя на родине» ее стенд занимал центральное
место в павильоне №1, а на нем была выставлена вся гамма моделей,
раскрашенных в психоделические зелено-оранжевые цвета.
Среди любопытных образцов компании — сочлененный 18-метровый AG300
вместимостью до 160 человек и единственный на выставке троллейбус. Но самой
интересной машиной оказался электро-газовый гибрид, работающий на водородном
топливе. Причем это не выставочный образец, а вполне рабочий автобус!
Пятидесяти килограммов сжатого водорода ему хватает на 350 километров.
Первоначально машина была разработана для США, но теперь эксплуатируется и в
родной Бельгии.

|

|
Водородный
Van Hool: заходишь в салон — и радостно становится!
|
Farebus: шасси Mercedes Atego, испанский кузов
|

|

|
Длинный
и низкий Neoplan Trendliner...
|
...и
его подсвеченные ступеньки
|
Напротив стенда Van Hool стояли автобусы «заклятого друга» — концерна VDL.
В него входят пять некогда независимых фирм: голландские Bova, DAF buses,
Berkhoff и бельгийские Jonckheere и Kusters. Объемы производства у всех небольшие,
а расходы «на круг» выходят дешевле!
Уже появился и плод объединенных усилий: это городской автобус Citea.
12-метровая машина приводится в движение двигателем Cummins ISBe (который
собран фирмой DAF!) и берет «на борт» 70 пассажиров. Цена — от 155 тысяч
евро.
МАЛАЯ ЕВРОПА
Автобусный праздник не могли пропустить и представители другой Европы,
Восточной. Их лидером, как и прежде, стал Solaris из Польши: молодой
производитель, бывший некогда польским отделением фирмы Neoplan, отвоевывает
по всей Европе неплохие куски у именитых собратьев! В списке стран, где
работают машины этой марки, — Германия (туда продано уже 687 экземпляров),
Швейцария, Италия и даже Швеция. А недавно Solaris выиграл тендер на поставку
225 городских автобусов в Арабские Эмираты.
На выставку поляки привезли новую компактную машину Solaris Alpino (8,6
метра, 20 сидячих мест). Понятно, на какие горы она ориентирована? Правильно,
на Альпы... А бестселлер, 12-метровый Urbino, был показан в «газовом»
варианте с двигателем MAN.

|

|
Первый
совместный продукт объединения VDL — «низкопольник» Citea
|
Коротышка
из Польши — Solaris Alpino
|
А что за одинокая машина неподалеку? Рядом — ни стойки, ни проспектов.
Оказывается, есть в Польше еще один производитель автобусов, Solbus, и к уже
известному Солярису он никакого отношения не имеет. Известно о нем мало:
расположен в местечке Солец-Куявски (неплохо звучит!) и производит две
модели, городскую Solcity и туристическую Soltour. Агрегаты, естественно,
покупные: двигатели IVECO или Cummins, трансмиссии ZF или Voith.
А вот некогда известного польского производителя Jelcz на выставке не
было. Окончательно сдал позиции! Кроме того, больше не существует чешской
фирмы Karosa: теперь это просто филиал объединения Irisbus...

|

|
Испанский
«кабриолет» Indcar со сдвижным верхом
|
Разумеется,
сам Mercedes такие микроавтобусы не выпускает. Их строит французский
Vehixel
|
АЗИАТЫ И ЭКЗОТИКА
Несмотря на титанические усилия, азиатам пока не удается пробиться на
европейский рынок автобусов. Уж слишком он консервативен!
Пожалуй, единственное исключение — турецкая Temsa. Сегодня «туристы» этой
марки встречаются в Европе достаточно часто, особенно в Германии. А по данным
самой фирмы, в 2006 году на экспорт ушло около двух тысяч машин.

|

|
Ой!
Страшно? Это испанский Ayats Bravo
|
Единственный
«англичанин» — Optare Versa, причем с «нормальным» расположением руля
|
В Бельгию темзовцы привезли несколько интересных автобусов. Первый из них,
городской Metropol длиной 9,7 метра, оснащен двигателем MAN и коробкой
передач Allison (но не автоматической, а механической). Еще любопытнее
междугородний Turmalin 13: при длине 13 метров турки ухитрились утрамбовать в
салоне аж 78 кресел, по пять в ряд! Вот только желающих купить такую «банку
для селедок» в Западной Европе будет немного.
Из вездесущих китайцев в Кортрийк прибыл только King Long... Так и не
продавший пока в Европе ни одной машины.
А еще помимо известных всем крупных компаний из Европы на Кортрийке было
полным-полно мелких фирм и фирмочек, выпускающих автобусы. Причем сказать,
что они уступают крупным производителям, нельзя: их успех — в гибкости и
готовности реализовать фантазию заказчика. Предлагаются модели на любой вкус
— от люксовых микроавтобусиков до огромных открытых «двухэтажников» для
обзорных экскурсий.
Была здесь и единственная английская компания Optare с новинкой,
городским автобусом Versa. Машина длиной 10,3 метра или 11 метров строится на
шасси Mercedes или MAN, а ее руль расположен... слева. Англичанам тоже
хочется урвать кусочек континентального пирога!
Прогулявшись по выставке, легко заметить ее главные тенденции. Первая и,
пожалуй, главная: строить автобусы в Европе — несложное дело. Все крупные
производители предлагают шасси на продажу, а еще сотни фирм производят
комплектующие. Покупаешь шасси у одной компании, стекла у другой, кресла у
третьей — и становишься производителем!
Еще одна тенденция связана с габаритами. Несколько лет назад многие
компании стали предлагать автобусы шириной не 2,5 метра, как прежде, а 2,55
метра. Теперь же едва ли не каждый западноевропейский автобус на выставке
имел свою длину: 8 м 60 см, 9 м 70 см, 11 м 30 см. Оригинально! И
качественно, разумеется. Но вне всякой зависимости от длины — дорого. Очень
дорого...

Один из немногих двухэтажных автобусов выставки — Ayats Bravo
(Испания) на агрегатах MAN
Импорт автобусов:
некоторые итоги
Компании Evobus (Mercedes+Setra) и NeoMAN (MAN+Neoplan) обнародовали итоги
продаж в России за 2007 год.
Evobus продал больше автобусов, чем за все последние шесть лет, — 860
единиц! Подавляющее большинство этой техники работает в Подмосковье:
объединение Мострансавто получило более 600 пригородных автобусов Mercedes
Conecto, его филиал в Коломне — десять лайнеров Setra; там же, в Коломне
растет и производство микроавтобусов Sprinter.
Департамент автобусов компании МАН Автомобили Россия в свою очередь
продал 109 новых и 23 подержанных автобуса MAN и Neoplan. Правда, самый
роскошный Neoplan Starliner по цене аж 550 тысяч евро еще ждет покупателей...
Продажи
новых импортных автобусов в России в 2007 году
|
Mercedes-Benz
|
846
|
из
них
|
Travego
|
7
|
Tourismo
|
10
|
Conecto
|
603
|
Sprinter
|
214
|
Прочие
|
3
|
Setra
|
14
|
Всего
Evobus
|
860
|
MAN
|
87
|
из
них
|
Lion’s
Classic
|
56
|
Lion’s
Regio
|
14
|
Lion’s
Coach
|
17
|
Neoplan
|
22
|
из
них
|
Tourliner
|
17
|
Сityliner
|
5
|
Всего
NeoMAN
|
109
|

|