Made in China-2004
Фоторепортаж Лео Нуйенса
Made in China, «сделано в Китае» — так называлась наша прошлогодняя статья (АР № 1, 2003), в которой рассказывалось о китайской автобусной промышленности. Недавно в Шанхае состоялась очередная выставка автобусов — Busworld Shanghai 2004, — и на ней побывал наш корреспондент.
Если на секунду отвлечься от иероглифов над стендами и прочей экзотики (кругом — одни китайцы!), то появляется иллюзия, что выставка, о которой пойдет речь, проходит не в Китае, а где-нибудь в Европе. Вот — стенд с мерседесовской звездой, рядом — Setra и MAN, поодаль — IVECO и Volvo. А вон там, кажется, стоит испанский Irizar… Ой нет, простите, это — очень похожий на него Mudan (ну и название!) родом из Гонконга…
У китайского автобусного рынка — две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, здесь развивают активную деятельность европейские производители автобусов. За ввоз надо платить бешеные пошлины (до 80%)? Пустяки! Зато, если организовать сборку из готовых комплектов (как это делает, к примеру, Setra) или выпуск совместной продукции, можно получить немалые льготы. Неудивительно, что европейские фирмы одна за другой открывают в Китае свои производства!
С другой стороны, сами китайцы внимательно следят за европейской автобусной модой и педантично «слизывают» понравившиеся решения. Только на свет появился испанский Irizar Century с «улыбочкой» на передке — глядь, а китайские фирмы уже наладили выпуск собственных автобусов с похожим дизайном. Та же история — с характерно изогнутой поясной линией новейшего немецкого лайнера Setra. А хитрые китайцы только руками разводят: не пойман — не вор!
Если же оперировать сухими цифрами, то и без того гигантский рынок китайских автобусов постоянно растет. За прошедший год все местные заводы выпустили 70000 автобусов полной массой свыше 3,5 т, а в нынешнем году эта цифра должна увеличиться до отметки 80000 единиц.
Особенно активно развивается рынок междугородных лайнеров: сеть китайских автобанов растет, и многие жители путешествуют по стране автобусным транспортом.
При этом здесь популярны так называемые «спальные лайнеры». В их салонах есть кровати, расположенные в три ряда вдоль кузова, и, разумеется, туалет. Даже средь бела дня можно встретить несущийся по автобану лайнер с «горизонтальными» пассажирами!
Что касается городских моделей, то, во-первых, в Китай вслед за Японией приходят автобусы с современной компоновкой — полностью низкопольные и «полунизкопольные» (со ступенями только на заднем входе).
А во-вторых, здесь появляются автобусы с дизель-электрическим приводом. На них, как правило, стоит небольшой дизель-генератор (мощностью около 130 л.с.), соединенный с электродвигателем. Такое решение позволяет экономить до 30 процентов дизельного топлива!
По Пекину бегает уже 55 «дизель-электробусов», по Шеньцзену — 50, а на следующий год запланирована покупка сразу 400 машин для Шанхая.
***
После публикации статьи о предыдущей выставке Busworld Shanghai в редакцию начали звонить читатели: «Не подскажете ли, где можно купить новые китайские автобусы в России?»
«Китайцы» и вправду выглядят заманчиво: дизайн стильный, качество хорошее, руль расположен с привычной стороны, цены ниже европейских…
Увы, до России (во всяком случае, до европейской ее части) китайский автобуспром пока не добрался. Впрочем, автобусы с надписью «made in Сhina» понемногу появляются в других странах — Азии или, допустим, Южной Америки.
Поэтому не исключено, что однажды «китайцы» появятся и у нас. А что? Аналогичные «корейцы» уже завоевывают место под нежарким российским солнышком! |