Трудности перевода
Не так давно мы рассказывали о том, как делают китайские
автобусы Yutong. А теперь наш корреспондент отправился на автобусный завод Higer,
что в городе Суньчжоу, — и вот что там увидел.

Эти лайнеры построены уже на шасси Scania. Есть о чем задуматься...
«Не вся продукция марки Higer отправляется на экспорт. Но все, что наша
компания отправляет на экспорт, называется Higer!» Такую замысловатую
формулировку выдал один из сотрудников завода в результате долгого и трудного
интервью (ох, непросто общаться с китайцами!)
А смысл сказанного таков: есть в Китае автобусная фирма King Long (если
перевести на русский, получится глупость какая-то — «король длинный»). Она
основана совсем недавно, в 1998 году, но уже сегодня входит в пятерку ведущих
местных производителей, занимая около 20% китайского рынка автобусов. И вот,
всерьез решив выйти на внешние рынки, King Long образовал новую компанию —
Higer. Как нам пояснили, это сделано для того, чтобы «новые Хигеры» не
ассоциировались с Кинг Лонгами, у которых есть проблемы с качеством (что
признают сами китайцы).
Новообразованный завод Higer действительно хорош: просторные чистые цеха
общей площадью аж 500 тысяч м². В 2006 году здесь сделано 13500
автобусов, проектная мощность — 18 тысяч машин в год.
Вот только почему на площадке готовой продукции, где ряды автобусов
тянутся до горизонта, бок о бок стоят и Higer, и King Long? «Поскольку
коллеги не справляются с объемами производства, мы помогаем им, выпуская
продукцию еще и под их маркой», — не смущаются китайцы. Но зачем тогда
говорить о дистанцировании марок King Long и Higer? Или это делается в
расчете на доверчивых иностранцев?

|

|
Эти
автобусы отправятся в Казань: всего туда будет поставлено 400 машин
|
Бетономешалки
— побочная продукция завода
|
Еще вопрос: что за автобусы Haiger (в Китае встречаются и такие)? «Это
совсем-совсем другая фирма, которая к нам отношения не имеет,» — посовещавшись,
улыбаются китайцы. Я поверил. Да только на следующий день увидел автобус, на
носу которого рядом с надписью Haiger стояла эмблема… King Long! Что это?
Пиратская продукция? Или еще один бренд, о котором представители завода
почему-то умалчивают?
А вот бетономешалки, которые стоят на заводском дворе, — продукция вполне
легальная. Так сказать, местный ширпотреб.
Как бы то ни было, программа завода широка и пространна, как текущая
неподалеку великая Янцзы. Здесь выпускается свыше трехсот (!) моделей автобусов
пятидесяти семейств, длиной от восьми до 13,5 метра. Правда, в проспектах
указаны еще и малые, шестиметровые машины зато о 13,5-метровых — ни слова.
Очередная головоломка…
Набор компонентов пестр и разнообразен. Для местного рынка — двигатель
Yuchai и мосты DongFeng, на экспорт — Cummins (разумеется, китайский) и мосты
совместного предприятия DongFeng-Dana. При этом два одинаковых шасси
встретить трудно: бок о бок стоят и архаичные, с рессорной подвеской, и
современные, на пневмобаллонах.

|

|

|
Часовой
перерыв рабочие используют «по полной»
|
Haiger (а не Higer!) King Long. Пиратская продукция?
|
Интерьер
лайнера Scania-Higer: богато, ничего не скажешь!
|
В кузовном цеху работяги варят каркасы и боковины; крышки некоторых
отсеков — нержавеющие, из алюминия. После проверки геометрии кузов окунают в
гальваническую ванну (китайцы утверждают, что гарантия против ржавчины —
пожизненная).
Но вот дальнейшая технология озадачила. Дело в том, что на автобус вначале
ставят двигатель, рулевое управление и колеса и лишь потом отправляют в
«малярку». Там его шпатлюют толстым слоем, а затем, прикрыв тряпками и
газетами колеса и двигатель, красят из пульверизаторов. И отправляют на
сушку, где температура достигает 85 градусов.
Но как при этом ведут себя неметаллические компоненты — например,
пластиковые трубки? И как окрашивается моторный отсек? «Все нормально, —
переводят нам ответ. — Такую технологию используют европейские фирмы: MAN,
Bova, Setra». Приятно слушать сказки...
А еще позабавил процесс перемещения кузовов по цеху: уперлись,
поднажали... Да уж, такого в Европе точно не встретишь!
Впрочем, дальнейший процесс производства претензий не вызывает. А
напоследок автобусы проходят даже через дождевальную камеру — не течет ли
где?

|

|
Автобус
для перевозки полицейских — весь в решетках
|
Эй,
ухнем! Конвейер по-китайски...
|
В прошлом году в программе выпуска появились и весьма серьезные
туристические модели на шасси Scania. Они оснащены всем, что подобает иметь
лайнеру такого класса: двигатель Euro 4 (причем без мочевины, с рециркуляцией
выхлопных газов), дисковые тормоза с электронными «мозгами», шина передачи
данных CAN...
Качество сборки таких машин — на очень приличном уровне, межсервисный
интервал явно не китайский (60 тысяч км), и стоимость весьма привлекательная
— от 170 тысяч долларов в зависимости от комплектации. При этом китайцы
утверждают, что реализацией «шведско-китайских» автобусов за пределами Китая
будет заниматься сама Scania! Если это действительно так — рынок европейских
«туристов» может пошатнуться...
Но и без того экспорт растет. В 2006 году в другие страны ушло полторы
тысячи экземпляров: сотня кузовов даже отправилась в США, на фирму
Freightliner, а 250 автобусов купила Россия. В 2007 году, по заявлению
объединения Русбизнесавто, которое импортирует эту марку, в Россию продана
уже тысяча машин, 400 из них — в Казань.
При этом китайцы, как всегда, реагируют крайне оперативно: за недолгое
время поставок в российскую комплектацию внесено аж 64 изменения — от
переложенной проводки до системы автоматического пожаротушения. Уже
сертифицированы у нас и модели с двигателями Сummins Euro 3.

Перед покраской кузова шпатлюют — всей гурьбой, как и принято здесь
«Так, значит, автобусы Higer хороши?» — спросите вы. Ответим вопросом на
вопрос: а о каких именно машинах идет речь? Даже экземпляры, собранные
полгода назад и вчера, сильно различаются! А еще все зависит от того, для
какого рынка они предназначены. И из каких компонентов собраны. Проще говоря,
продукция одной и той же марки в Китае может быть и отвратительной, и
превосходной — в зависимости от того, сколько готов платить клиент.
Но одно сомнению не подлежит: китайцы уже научились делать самые
разнообразные автобусы. Причем в сроки, какие и не снились нашему автопрому!
То ли еще будет...
Уже после посещения завода я побывал в Бельгии на выставке автобусов
Busworld. И увидел стенд с автобусами... King Long. А как же «сугубо
экспортный» Higer, о котором твердили нам в Китае?
«Да, есть такой завод, — поморщились стендисты. — Но главные-то мы, и
именно мы будем продавать свои автобусы в Европу». Вот и пойми этих китайцев!
|