Троллейбус
с берегов Роны
Город Лион, третий по величине во Франции, стоит на берегу реки
Рона. Здесь красивые здания, старинные соборы... А еще — необычные
троллейбусы Irisbus Cristalis. Таких нам видеть еще не приходилось!

Мы привыкли, что троллейбусы подкатывают к остановке c интервалом в
несколько минут. А в Лионе я успел изрядно постоять на пустынной конечной, прежде
чем вдали показался троллейбус...
Надо
заметить, что в Западной Европе и самих троллейбусов, и городов, где они
работают, не просто мало, а невероятно мало. Скажем, на всю Францию, о
которой пойдет речь, приходится (смешно сказать!) всего 199 «рогатых», и из
них 95 работают в самом Лионе. У нас в провинциальных городах — Иванове или,
скажем, Калуге — троллейбусов и то больше!
Зато конструкция — самая современная. И дизайн впечатляет: здоровенное
лобовое стекло, округлый кузов, колеса, закрытые щитками, стильная
пластиковая облицовка с круглыми фарами.
Интересно, что штаб-квартира объединения Irisbus, которое выпускает эту
машину, находится здесь же, в Лионе. Раньше объединением поровну владели
IVECO и Renault (поэтому на передке виден серебристый ромб, эмблема Renault),
но недавно ивековцы полностью завладели холдингом. И теперь троллейбусы
французского производства ходят даже по Милану.

|

|

|
|
Одноразовая
поездка обходится в 1,5 евро. А проездные на три вида транспорта (слева —
«считыватель», к которому надо их прикладывать) стоят до 46 евро
|
Угол
облицовки поцарапан: водитель не попал в поворот?
|

|

|

|
В
кронштейн зеркала вмонтирована видеокамера
|
Пространство
над лобовым стеклом использовано по максимуму. Есть даже калькулятор
|
Справа
от водителя —
два видеоэкрана
|
Зайдем внутрь? Тем более что ступеньки отсутствуют: модель — полностью
низкопольная. Внутри очень светло и очень просторно (разве что проход сзади
узкий). Никаких турникетов на входе нет, да и водитель отделен от пассажиров
лишь символическим барьерчиком. Демократия!
А водительское место оборудовано так, что наши троллейбусники только
огорченно вздохнут... Руль регулируется вместе со всей панелью, на щитке —
дисплей, на котором высвечивается силуэт машины и показывается, какие двери
открыты. (Кстати, весь этот узел позаимствован у немецкого автобуса Mercedes
Citaro.)

|

|

|
Мотор-колеса
закрыты декоративными щитками
|
Руль
регулируется вместе с приборной панелью
|
Двери
открываются... А ступеней нет и в помине
|
Над головой водителя — магнитола, там же расположено несколько электронных
пультов — например, для связи с диспетчерской. По правую руку — три крупные
кнопки открывания дверей и еще три поменьше, одна над другой: «нейтраль»,
«драйв» и «реверс» (как у автобусов с «автоматом»).
Еще дальше — два видеоэкрана, причем одна камера направлена на штанги
(чтобы было видно, не соскочили ли они); другая, вмонтированная в кронштейн
правого зеркала, контролирует вход-выход. Судя по всему, незаметный «глаз»
расположен и в салоне, о чем предупреждает наклейка на борту: «Ведется
видеонаблюдение. Декрет от 17 октября 1996 года».

|

|
Двери
открываются... А ступеней нет и в помине
|
От
пола до потолка — 2,5 метра
|
Вообще-то изначально была запланирована установка еще одной хитрой
видеосистемы: она автоматически ведет троллейбус по разметке, нанесенной на
асфальт. Такая машина, названная Civis, оказалась чересчур дорогой (однако
небольшую партию купил, к примеру, богатый Лас-Вегас). И потому был создан
более простой вариант, без «автопилота».

|
Модель
Civis, оборудованная «автопилотом» (над лобовым стеклом — видеокамера
системы) , оказалась слишком дорогой
|
Впрочем, для нас и такая конструкция выглядит едва ли не космической:
например, вместо одного электромотора здесь стоят сразу четыре,
вмонтированные в колеса (примерно как у наших карьерных БелАЗов), — что
позволило опустить уровень пола до 32 см. Все колеса — односкатные, с модными
сегодня сверхширокими шинами. Система управления выполнена на суперсовременных
IGBT-транзисторах, а в «корме» смонтирован дизель-генератор, позволяющий
ехать с опущенными штангами.
Недавно в Лион приезжали британские специалисты — знакомиться с необычной
моделью. Но что из этого выйдет, пока неясно. Ведь в Англии не осталось ни
одной троллейбусной линии...
Irisbus
Cristalis (данные производителя)
|
Длина,
м
|
12
или 18
|
Ширина,
мм
|
2550
|
Внутренняя
высота, мм
|
2525
|
Высота
пола от дороги, мм
|
320
|
Максимальная
скорость, км/ч
|
75
|
Электродвигатели
|
трехфазные,
асинхронные
|
Мощность,
кВт
|
4х80
|
Рабочее
напряжение, В
|
350
|
Масса
электродвигателя, кг
|
170
|
Дизель-генератор
|
2,8
л, Euro 2
|
Мощность,
кВт/об/мин
|
65/1800
|
Система
управления на IGBT-транзисторах
|
Напряжение
в воздушной сети, В
|
600
или 750
|
Троллейбусы
в мире *
|
|
число
городов
|
число
троллейбусов
|
Страны
бывшего СССР
|
189
|
26666
|
в
том числе:
|
Россия
|
89
|
14110
|
Восточная
Европа
|
64
|
4482
|
Западная
Европа
|
48
|
1893
|
в
том числе:
|
Австрия
|
4
|
131
|
Бельгия
|
1
|
20
|
Франция
|
6
|
199
|
Германия
|
3
|
104
|
Греция
|
2
|
350
|
Италия
|
14
|
388
|
Нидерланды
|
1
|
48
|
Норвегия
|
1
|
20
|
Португалия
|
1
|
20
|
Швейцария
|
15
|
818
|
Северная
Америка
|
9
|
1926
|
Южная
Америка
|
13
|
828
|
Африка
|
0
|
0
|
Австралия
|
1
|
60
|
Азия
|
39
|
4810
|
*
Данные 2000 г.
|
Крупнейшие
города Европы, где работают троллейбусы
|
в
мире
|
Москва*
|
1571
|
в
Европе
|
Афины**
|
372
|
*
Данные 2006 г. ** Данные 2004 г.
|